Когда то Украина будет без дыма
Котлы на твердое топливо сегодня классифицируются согласно CSN EN 303 — 5, которые в странах Европейского Союза определяют требования к котлам на твердое топлива до мощности 300 кВт, на несколько основных групп.
- На котлы, сжигающие биологическое или фоссильное топливо.
- На котлы, причисляемые к 1-му, 2-му или 3-му классу.
- На котлы с ручной или автоматической загрузкой топлива.
Разделение котлов на биологическое и фоссильное топливо очень важно с точки зрения получения различных дотаций в отдельных старинах ЕС, в Украине напр. из Государственного Фонда окружающей среды. Эти дотации в принципе всегда предоставляются только на оборудование, сжигающее возобновляемые и биологические источники энергии, достигающее высокого КПД при номинальной мощности и гарантируемого качества сжигания (как минимум 3-го класса и выше). Напр. в Германии сегодня инвестор получает дотацию в размере 26 — 38 ЕВРО на 1кВт установленной мощности, с условием, что котел имеет прямой КПД выше, чем 88% и в продуктах сгорания содержание CO меньше чем 250 мг/м ?, а содержание OGC ( CxHy), пыли меньше чем 50 мг/м ? (пересчитано на 11% O2 ). КПД и количество CO в продуктах сгорания должно всегда проверяться перед получением дотации авторизованным измерением прямо у каждого заказчика при запуске котла так, чтобы можно было проверить технические параметры, указанные производителем. Эти измерения проводятся и повторяются в регулярных интервалах, напр. по истечении 2 лет у каждого владельца котла, чтобы удостовериться, что оборудование постоянно достигает своих параметров при определенной степени износа. Это конечно же касается также всего оборудования, которое не получило финансовую поддержку, но одобрено для эксплуатации в данной стране. К сожалению, у нас в ЧР это не проводится, а потом все удивляются, что в деревнях и в маленьких городах невозможно дышать. Разделение котлов на 1-й, 2-й или 3-й класс проводится на основании качества сжигания ( CO, OGC, пыль ) и достигнутого прямого КПД.
Из таблицы наглядно видно, что котлы с минимальными измеренными величинами включены в 3-й класс. Разница между 1-м, 2-м и 3-м классами очень большая, и большинство западных стран ЕС приняли решение о том, что на их территории могут продаваться только изделия 3-го класса (напр.Германия, Австрия, Швеция и т.п.). Кроме того, допустимое количество CO в продуктах сгорания для предоставления дотации сделали более строгим, что еще более мотивирует. К сожалению, Украина с этой точки зрения пока никак не подражает странам ЕС.
Разделение на котлы с ручной и автоматической загрузкой топлива важно с точки зрения самого регулирования котла до требуемых параметров. У котлов с автоматической загрузкой топлива регулирование в большинстве случаев намного проще и поэтому к ним предъявляются более строгие требования по качеству сжигания (см. таблицу).
Котлы с ручной загрузкой топлива – это отдельный вопрос, поэтому мы рассмотрим его более подробно. Котлы можно разделить в зависимости от конструкции на прогорающие, отгорающие и газифицирующие. Это разделение не оказывает какое-либо влияние на требования, предоставляемые к котлам со стороны государственной испытательной станции, но определенным образом характеризует возможности данного изделия.
Необходимо иметь ввиду, что прогорающие и отгорающие системы при сжигании биологического топлива не позволяют достигать лучших средних показателей, чем это установлено для 1-го и 2-го класса.
Причиной является сам способ сгорания топлива и выделение газов с большим или малым избытком кислорода при относительно низких температурах в камере сжигания. Поэтому ожидать чуда от такого котла нереально.
Прямой противоположностью являются газифицирующие котлы. Если их техническое решение находится на высоком уровне, то при номинальной мощности можно достичь среднего содержания CO в продуктах сгорания около 100 мг/ м ? , что сравнимо с отоплением природным газом или легкими топливными маслами. Не важно, насколько качественное топлив сжигаем, важно то, каким способом и на каком оборудовании.
Наверняка будет интересно наблюдать, куда все будет направляться в Украина.